Россия и мир: политика, экономика, юмор

СТРУКТУРА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ


OSCE home page


1. Цели организации

ОБСЕ является региональным форумом для проведения диалога,
переговоров и сотрудничества , на котором ведется обсуждение
широкого круга вопросов и в задачи которого входит:
╨ консолидация общих ценностей, построение гражданского
общества, защита прав человека;
╨ содействие улучшению отношений между европейскими
государствами;
╨ предотвращение локальных конфликтов и мирное разрешение
споров, урегулирование кризисов, проведение переговоров по
контролю над вооружениями;
╨ превентивная дипломатия, устранение реальных и
предполагаемых угроз безопасности и предотвращение
возникновения новых линий размежевания путем содействия
созданию системы безопасности, основанной на
сотрудничестве;
╨ содействие экономическому и социальному прогрессу в
странах-участницах.

На Будапештской встрече глав государств и правительств (5-6
декабря 1994 года) ОБСЕ была объявлена одним из главных
инструментов в деле раннего предупреждения, предотвращения
конфликтов и регулирования кризисов в регионе ОБСЕ.
Изначально положения ОБСЕ охватывали практически все сферы
межгосударственных отношений, однако большинство западных
государств-участников с момента возникновения Хельсинкского
процесса наибольшее внимание уделяло вопросам защиты прав
человека.
В тоже время военные аспекты, за исключением мер доверия,
равно как и проблема создания европейской системы коллективной
безопасности, не рассматривались в качестве центральных.
Таким образом, можно выделить две основные тенденции в
подходах государств-участников ОБСЕ к будущему этой организации.
Согласно первой, ОБСЕ должна сохранять свои функции
консультационного форума, основным направлением деятельности
которого является мониторинг и содействие разрешению конфликтов, а
также обсуждение вопросов сотрудничества в различных областях, как
это предусмотрено в хельсинкском Заключительном акте, Парижской
хартии и ряде других документов организации.
Другая предусматривает дальнейшее усиление ОБСЕ с целью
превращения ее в стержневой элемент создаваемой системы
региональной безопасности.




2. Органы и институты ОБСЕ

Для успешного функционирования ОБСЕ была разработана
разветвленная организационная структура, включающая в себя
следующие элементы:
╨ Встречи глав государств и правительств;
╨ Конференции по обзору;
╨ Совет министров;
╨ Парламентская Ассамблея;
╨ Руководящий совет;
╨ Постоянный совет;
╨ Форум по сотрудничеству в области безопасности;
╨ Действующий Председатель;
╨ Тройка Председателей;
╨ Генеральный секретарь ОБСЕ;
╨ Секретариат ОБСЕ;
╨ Верховный комиссар по делам национальных меньшинств;
╨ Бюро по демократическим институтам и правам человека;
╨ Миссии ОБСЕ;
╨ Миссии по поддержке санкций.
Помимо вышеперечисленного, государствами-участниками были
также созданы:
╨ Суд по примирению и арбитражу;
╨ Совместная консультативная группа;
╨ Консультативная комиссия по открытому небу.

Встречи глав государств и правительств

Встречи должны проводиться регулярно раз в два года. На них
обсуждаются основные региональные и глобальные проблемы,
определяются принципиальные направления деятельности ОБСЕ,
принимаются основные документы Организации. Встречам в верхах
должны предшествовать Конференции по обзору.

Конференции по обзору

Конференции по обзору проводятся непосредственно перед
встречами глав государств и правительств. В ходе конференций
проводится обзор деятельности ОБСЕ за текущий период и
подготавливаются итоговые документы последующей встречи глав
государств и правительств стран-участниц Организации.

Совет министров

Совет министров (СМ) является центральным директивным и
руководящим органом ОБСЕ. Заседания Совета проводятся на уровне
министров иностранных дел под председательством представителя
принимающей страны, обычно перед завершением срока полномочий
действующего Председателя. При необходимости организуются
дополнительные заседания.
Совет рассматривает вопросы деятельности ОБСЕ, организует
подготовку встреч глав государств и правительств и выполнение
принятых на этих встречах решений. Повестка дня встреч СМ
подготавливается Руководящим советом.

Парламентская Ассамблея

Парламентская Ассамблея (ПА) была учреждена в Мадриде в
апреле 1991 г. Ассамблея является совещательным и консультативным
органом, решения которого не имеют обязательного характера для
государств-участников.
В настоящее время Парламентская Ассамблея состоит из 315
парламентариев. Сессии ПА проводятся ежегодно на основе ротации в
одном из государств-участников ОБСЕ (продолжительность - до 5 дней).
Председатель Парламентской ассамблеи избирается на годичный
период.
Председатель и девять заместителей председателя образуют
Бюро ПА ОБСЕ. Руководящий орган Ассамблеи - Комитет глав
делегаций.

Руководящий совет

Решение о создании Руководящего совета было принято на
встрече глав государств и правительств стран-участниц ОБСЕ в
Будапеште (5-6 декабря 1994 г.).
Руководящий совет (РС) осуществляет общей контроль,
руководство и координацию деятельности ОБСЕ. Руководящий совет, как
правило, не принимает решений по текущим вопросам деятельности
Организации и формирует ее руководящие политические и бюджетные
принципы. Эта задача возложена на Постоянный совет ОБСЕ.
Заседания РС проводятся в Праге не реже двух раз в год на
уровне заместителей министров иностранных дел или политических
директоров МИД. Перед встречей Совета министров собирается
дополнительное заседание Руководящего совета. Предусмотрено также
проведение при необходимости внеочередных заседаний.

Постоянный совет

Постоянный совет (ПС) создан по решению римской встречи
Совета министров иностранных дел (декабрь 1993 г.). Совет состоит из
постоянных представителей государств-участников и является основным
органом для проведения политических консультаций и выработки
текущих решений.
Заседания ПС проводятся в Вене. Помимо регулярных заседаний,
которые созываются еженедельно на уровне послов, Совет также может
созываться при возникновении чрезвычайных ситуаций. В период между
заседаниями Руководящего совета ПС принимает решения по всем
вопросам деятельности ОБСЕ, а также проводит предварительное
обсуждение вопросов, предложенных для включения в повестку дня
Руководящего совета.

Форум по сотрудничеству и безопасности

В рамках Форума по сотрудничеству и безопасности,
работающего в Вене, проводятся переговоры по разоружению, контролю
над вооружениями и укреплению доверия. Форум разрабатывает
концепции контроля над вооружениями и методы обеспечения и
укрепления стабильности в Европе и рассматривает вопросы
выполнения соглашений по укреплению доверия и безопасности.

Действующий Председатель

Осуществление общего руководства оперативной деятельностью
ОБСЕ возлагается на Действующего Председателя. Председатель
выбирается сроком на один год.

Тройка Председателей

Тройка Председателей включает в себя Действующего
Председателя и помогающих ему предыдущего и последующего
Председателей.

Генеральный секретарь

Должность Генерального секретаря была учреждена на встрече
Совета министров иностранных дел в Стокгольме (14-15 декабря 1992
г.). Генеральный секретарь назначается СМИД ОБСЕ на три года по
рекомендации Руководящего совета и действующего Председателя.
Генеральный секретарь является главным административным
должностным лицом ОБСЕ. Его деятельность осуществляется под
руководством действующего Председателя ОБСЕ.
Аппарат Генерального секретаря находится в Вене и состоит из 4
помощников (двух дипломатических и двух административно-
финансовых) и технического персонала. В ведении Генерального
секретаря входит Секретариат ОБСЕ.

Секретариат ОБСЕ

Секретариат находится в ведении Генерального секретаря. В
задачи секретариата входит обеспечение административного
обслуживания заседаний Совета министров, Руководящего совета и
Постоянного совета; ведение архива ОБСЕ; распространение
документов и информации;
Секретариат ОБСЕ находится в Вене и состоит из:
Отдела обеспечения деятельности действующего
Председателя;
Административно-бюджетного отдела;
Отдела обслуживания конференций;
Центра по предотвращению конфликтов.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ)
занимается мониторингом проблем национальных меньшинств в регионе
ОБСЕ. В его обязанности входит сбор и анализ информации по данным
вопросам и подготовка рекомендаций.
Рекомендации Верховного комиссара не носят обязательного
характера.

Бюро по демократическим институтам и правам человека

Бюро по демократическим институтам и правам человека
(БДИПЧ) осуществляет наблюдение за соблюдением прав человека и
содействует развитию и укреплению демократии. В круг его
обязанностей входит проведение ежегодных конференций по обзору
выполнения обязательств ОБСЕ в области человеческого измерения,
совещаний и семинаров экспертов по вопросам развития демократии и
прав человека.
Бюро координирует работу по наблюдению за выборами,
обеспечивает помощь по правовым вопросам и содействует обмену
информацией о проведении выборов и развитии демократических
институтов в регионе ОБСЕ. Место нахождения БДИПЧ - Варшава.

Миссии ОБСЕ

Начиная с 1991 г. ОБСЕ активно использует институт Миссий. Их
целью является предотвращение конфликтов, содействие
урегулированию кризисов, сбор информации. Мандаты каждой миссии,
в том числе продолжительность, цели и методы деятельности,
вырабатываются с учетом конкретной ситуации в районе их
расположения.
В 1996 году функционировало девять миссий ОБСЕ .
1. Миссия ОБСЕ в Македонии (с сентября 1992 г.)
Цель - недопущение вовлечения Македонии в Балканский кризис.
2. Миссия ОБСЕ в Грузии (с декабря 1992 г.)
Цель - поиск мирного урегулирования конфликта в Южной Осетии
и Абхазии .
3. Миссия ОБСЕ в Эстонии (с февраля 1993 г.)
Цель - содействие стабильности и диалогу в республике,
установлению гражданского согласия.
4. Миссия ОБСЕ в Молдавии (с апреля 1993 г.)
Цель - содействие урегулированию конфликта в Приднестровье,
мониторинг выполнения международных обязательств в сфере прав
человека и прав национальных меньшинств.
5. Миссия ОБСЕ в Латвии (с сентября 1993 г.)
Цель - мониторинг проблем гражданства, содействие
межобщинному диалогу.
6. Миссия ОБСЕ в Таджикистане (с февраля 1994 г.)
Цель - содействие национальному диалогу и примирению,
оказание помощи в формировании демократических институтов.
7. Миссия в Украине (с ноября 1994.)
Цель - урегулирование крымской проблемы, включая права
национальных меньшинств.
8. Миссия в Хорватии (с июля 1996 г.)
Цель - содействие обеспечению прав человека и нацменьшинств.
9. Миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине (с января 1996 г.)
Цель - надзор за подготовкой и проведением выборов,
мониторинг по правам человека и демократизации, содействие в
реализации договоренностей по мерам укрепления доверия и контролю
над вооружениями и региональной стабилизации, содействие
урегулированию кризиса.

Миссии по поддержке санкций

Миссии по поддержке санкций (МПС) начали свою работу в 1992-
1993 годах . В их функции входило содействие осуществлению санкций,
введенных против Сербии и Черногории. Эти миссии развернуты во всех
государствах, граничащих с Союзной Республикой Югославией:
Албании, Болгарии, бывшей югославской Республике Македонии,
Венгрии, Румынии, Хорватии и Украине.
МПС работают во взаимодействии с группой связи по санкциям
(ГСС), возглавляемой координатором ЕС/ОБСЕ. В 1996, после
заключения Дейтонских соглашений и принятия Советом Безопасности
ООН резолюции о приостановлении действия санкций, состав Миссий
был значительно сокращен. Однако на случай возможного
возобновления санкций срок действия их мандата продлен.

Суд по примирению и арбитражу

Суд учрежден согласно Конвенции по примирению и арбитражу в
рамках ОБСЕ , которая вступила в силу в декабре 1994 года.
Суд находится в Женеве. Его задачей является урегулирование
посредством примирения и арбитража споров, выносимых на
рассмотрение суда государствами-участниками ОБСЕ, подписавшими
Конвенцию.

Совместная консультативная группа

Государства-участники Договора об обычных вооруженных силах в
Европе (ОВСЕ) учредили в 1990 году Совместную консультативную
группу (СКГ) для содействия достижению целей и осуществлению
положений Договора об ОВСЕ, который был заключен в рамках процесса
СБСЕ.
СКГ занимается вопросами, связанными с соблюдением
положений Договора, рассматривает меры, направленные на повышение
его жизнеспособности и эффективности, принимает решения по
техническим аспектам выполнения Договора и рассматривает спорные
вопросы, возникающие в связи с его выполнением.

Консультативная комиссия по открытому небу

Для содействия достижению целей и осуществлению положений
Договора по открытом небу, подписанного в 1992 году, государства-
участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу
(ККОН), которая, в частности, занимается обсуждением вопросов,
связанных с соблюдение положений Договора.
ККОН формально не входит структуру ОБСЕ. Политическая связь
между ОБСЕ и Договором по открытому небу зафиксирована в
специальной декларации, принятой в 1992 году.
Заседания ККОН обслуживаются Секретариатом ОБСЕ.



3. Принципы принятия решений ОБСЕ

Демократический характер деятельности ОБСЕ обеспечивается
наличием двух основных принципов:
╨ государства участвуют в работе организации на условиях
суверенности и полного равенства;
╨ решения принимаются на основе консенсуса.
Все основные решения в рамках ОБСЕ принимаются на основе
консенсуса. До последнего времени попытки изменить подобную
практику (например, в рамках инициативы ФРГ и Нидерландов "СБСЕ
сначала", 1994 г.) встречалась Россией, а также США и рядом других
государств, крайне негативно. Объяснялось это, в частности,
возможностью выдвижения на рассмотрение в рамках ОБСЕ внутренних
конфликтов.
В результате, по мнению ряда специалистов-международников,
использование консенсуального принципа ведет к снижению
эффективности деятельности Организации . При этом часто приходится
тратить значительное время для того, чтобы снять все возражения и
согласовать позиции сторон. С другой стороны, принцип консенсуса
важен для обеспечения политической поддержки проводимых
мероприятий всеми государствами-участниками.
На Пражской встрече СМИД (январь 1992 г.) было решено
использовать формулу "консенсус минус один", в случае явного
нарушения государством взятых на себя обязательств. В подобной
ситуации действия могут предприниматься без согласия
соответствующего государства. В 1992 г. был также принят принцип
"консенсус минус два" при процедуре директивного примирения.
Кроме того ряд институтов ОБСЕ, в том числе Действующий
председатель, имеют право принимать оперативные действия без
соблюдения правила консенсуса.



4. Юридическая сила актов ОБСЕ

Начатый в Хельсинки процесс и принимаемые в его рамках
решения имели преимущественно политический, а не юридический
характер.
Учредительными документами СБСЕ/ОБСЕ являются
Заключительный акт (Хельсинки, 1975 г.), "Хартия для новой Европы" и
Дополнительный документ к Хартии (Париж, 1990 г.), Декларация "Вызов
времени перемен" и пакет решений по структуре и основным
направлениям деятельности СБСЕ (Хельсинки, 1992 г.), Декларация "На
пути к подлинному партнерству в новую эпоху" и пакет документов
Будапештской встречи (Будапешт, 1994 г.).
Существуют два основных подходу к оценке юридической силы
Заключительного акта. В основу одного положена посылка, что этот
документ не является международным договором, хотя и признается его
международно-правовое значение. Другой признает его договорный
характер.
Подобные взгляды распространяется на Парижскую хартию и ряд
других документов СБСЕ/ОБСЕ.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров
(1969 г.) договор - международное соглашение, заключенное между
государствами в письменной форме и регулируемое международным
правом . Основополагающий документ ОБСЕ - Хельсинкский
заключительный акт не именуется договором, хотя очевидно, что он
представляет собой международное соглашение.
В тоже время договаривающиеся стороны согласились не
регистрировать Заключительный акт на основании ст. 102 Устава ООН.
Таким образом страны-участники СБСЕ решили не использовать
механизмы ООН, в том числе и Международный суд, в процессе
реализации договоренностей. Однако в целом на Заключительный акт
распространяется регулятивное действие международного права.
В декларации Хельсинкской встречи на высшем уровне 1992 г.
заявлено, что СБСЕ рассматривается его участниками "как региональное
соглашение в том смысле, как об этом говорится в Главе VIII Устава
Организации Объединенных Наций" . В тоже время процесс
формирования ОБСЕ как международной региональной организации в
настоящее время еще не может считаться завершенным.
Большинство решений, принимаемых в рамках Организации носит
рекомендательный характер. Не до конца определен статус и правовая
база для действия миссий ОБСЕ.




5. Механизмы и инструменты мирного урегулирования споров ОБСЕ

В распоряжении ОБСЕ имеются две взаимодополняющие формы
деятельности: принятие совместных политических решений по правилу
консенсуса и прямые действия с использованием согласованных
механизмов, задействуемых ограниченным числом государств-
участников.
Существующие в настоящее время механизмы, облегчающие
быстрое установление прямых контактов между сторонами в конфликте
и способствующие мобилизации согласованных усилий ОБСЕ,
применяются в отношении:
╨ событий в военной области ("Венский механизм по необычной
военной деятельности");
╨ человеческого измерения ("Московский механизм");
╨ чрезвычайных ситуаций ("Берлинский механизм").
Все вышеперечисленные механизмы предусматривают поэтапный
подход. На начальном этапе осуществляется выяснение ситуации путем
консультации между непосредственно заинтересованными сторонами.
Далее созываются встречи в рамках ОБСЕ в целом с возможным
использованием процедур установления фактов.
Для задействования этих механизмов достаточно инициативы
ограниченного числа государств. В настоящее время активно ведется
работа по рационализации и гармонизации этих механизмов в
соответствии с современными реалиями.
Помимо вышеописанных механизмов, совместно принимаемых
политических решений и самостоятельных действий должностных лиц,
ОБСЕ предоставляет в распоряжение государств-участников систему
мирного урегулирования споров.
Система мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ, как это
было определено в ходе ряда заседаний Совета СБСЕ в 1991-92 гг.,
состоит из четырех элементов:
╨ Механизм СБСЕ по урегулированию споров ;
╨ Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ ;
╨ Комиссия СБСЕ по примирению ;
╨ Положения о директивном примирении .

Важным элементом системы является достигнутые в ходе
Хельсинкской встречи (9-10 июля 1992 г.) договоренности. Согласно
принятому решению, на первой стадии урегулирования кризисных
ситуаций используется Механизм мирного разрешения споров, миссии
специальных докладчиков и миссии по установлению фактов.
В случае отсутствия позитивных результатов и разрастания
конфликта Советом СБСЕ или Комитетом старших должностных лиц на
основе консенсуса может быть принято решение о проведении операции
по поддержанию мира. При этом на проведение операции необходимо
согласие непосредственно заинтересованных сторон.
Существует два уровня операций:
╨ военные наблюдатели;
╨ силы по поддержанию мира.
Операции проводятся как при возникновении конфликтов между
государствами, так и внутри государств. Задачами операций являются
контроль за прекращением огня, наблюдение за выводом войск,
содействие сохранению законности и порядка, оказание гуманитарной
помощи и т. п. Принудительные действия в ходе операций не
предусматриваются.
Операции осуществляются с должным учетом роли ООН. СБСЕ
может пользоваться ресурсами существующих организаций (ЕС, НАТО,
ЗЕС и т. д.).

Механизм СБСЕ по урегулированию споров

Задачей Механизма СБСЕ по урегулированию споров является
разработка рекомендаций государствам относительно процедур
урегулирования споров. В случае отсутствия позитивного результата, по
требованию любой из сторон, Механизм может создавать возможности
для выработки советов по существу спора.
Для инициации процедуры достаточно обращения спорящей
стороны, причем все разбирательства, а также советы и рекомендации,
являются конфиденциальными, хотя факт создания Механизма может
признаваться открыто.
По взаимному согласию сторон в споре Механизм СБСЕ может
осуществлять функции по установлению фактов, проводить экспертные
действия в отношении предметов спора, составлять доклады. Стороны
по обоюдному согласию могут признавать замечания и советы
Механизма имеющими обязательную силу.
Применение Механизма ограничено оговоркой, что процедура не
применяется, если по мнению одной из сторон, спор затрагивает
вопросы территориальной целостности, национальной обороны, права
на суверенитет над территорией суши или притязаний на юрисдикцию
над другими районами.

Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ

Конвенция предусматривает общую процедуру примирения и
арбитража на основе соглашений ad hoc или на основе предварительных
взаимных заявлений. Предусматривается применение двухступенчатой
системы урегулирования споров в Примирительных комиссиях и
Арбитражных трибуналах.
Примирительная комиссия может создаваться по одностороннему
заявлению государства - участника Конвенции. Ее главной целью
является оказание помощи сторонам в споре в поисках урегулирования
в соответствии с международным правом и их обязательствами в рамках
СБСЕ.
Если стороны приходят к взаимоприемлемому урегулированию, то
условия этого урегулирования фиксируются в резюме выводов,
подписываемом представителями сторон и членами Комиссии. В случае
несогласия сторон Комиссия составляет заключительный доклад с
предложениями по мирному урегулированию спора и доводит его до
сведения сторон. Если в течении тридцати дней стороны не выражают
своего согласия, доклад направляется Совету СБСЕ.
Арбитражный трибунал может созываться по обоюдному
обращению спорящих сторон или по односторонней просьбе
государства - участника Конвенции по истечении тридцати дней после
представления доклада Примирительной комиссии Совету СБСЕ.
Государства - участники Конвенции могут сделать заявление о
признании обязательной юрисдикции Арбитражного трибунала,
уведомив депозитарий Конвенции. Подобное заявление может быть
сделано на определенный срок или без ограничения срока и может
распространяться на все споры или исключать споры, касающиеся
территориальной целостности государства, его национальной обороны,
права на суверенитет над территорией суши или одновременных
притязаний на юрисдикцию над другими районами.
Конвенция открыта для подписания всеми заинтересованными
государствами-участниками СБСЕ.

Комиссия СБСЕ по примирению

Положение о Комиссии СБСЕ по примирению является одной из
возможностей, которую могут использовать государства на основе
специальных договоренностей или предварительных взаимных
заявлений.
Государство-участник может в любое время заявить о своем
согласии, на основе взаимности, с процедурой примирения в
отношениях между ним и другими государствами-участниками.
Государство может также сделать заявление о том, что либо в общем
порядке, либо в связи с конкретным спором оно будет считать
обязательным, на условиях взаимности, любые условия урегулирования,
предложенные Комиссией.

Положения о директивном примирении

Согласно Положениям о директивном примирении Совет СБСЕ
или Комитет старших должностных лиц могут предписать государствам-
участникам прибегнуть к процедуре примирения с целью оказания им
содействия в разрешении спора, который они не смогли урегулировать в
течении разумного периода времени.
В этом случае сторонам может быть предписано передать спор на
рассмотрение Комиссии ОБСЕ по примирению.

E-mail Мнения, пожелания, предложения направляйте по адресу:   savoirc@usa.net